Что делать, если ребенок не успевает?

Неуспеваемость — недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учении. Неуспеваемость возникает тогда, когда ребе­нок оказался неподготовленным к школе, или когда у него не пробужден достаточный инте­рес к учению, или когда в семье не созданы условия для нормальных занятий.

Подготовка к школе не сводится к тому, что ребенок обеспечен одеждой, книгами и учебными принадлежностями. Ребенок должен прийти в школу с достаточным запасом впе­чатлений и знаний об окружающей жизни. Эти впечатления и знания накапливаются с само­го раннего детства, когда родители являются единственными воспитателями. Их беседы с детьми, обстоятельные ответы на тысячи «почему», чтение доступных пониманию ребенка книжек, объяснение разнообразных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей — все это открывает перед детьми мир, развивает пытливость, стремление знать.

Но как бы ни был развит и любознателен ребенок, учение в школе требует усилий. Не­обходимы умение и навык трудиться. Без этих качеств школьник не может быть вниматель­ным на уроках, прилежным и усидчивым.

В том, что эти качества не воспитаны, часто коренится источник детской лени. С малых лет, задолго до школы, ребенок должен быть приучен к труду, к выполнению определенных обя­занностей, к организованности и ответственности.

Воспитание трудолюбия, организованности и деловитости возможно только в том случае, если создан здоровый режим, обеспечен четкий порядок в делах ребенка, если взрос­лые уважают его занятия.

Все эти требования полностью сохраняют свое значение тогда, когда ребенок стано­вится школьником. В известной мере родители учатся вместе с ним. Они вникают в содер­жание школьных занятий, с интересом относятся к рассказу ребенка о событиях школьного дня, знакомятся с выполнением домашних заданий, поддерживают связь со школой.

С особым вниманием следует отнестись к условиям труда школьника. Ему необходи­мо рабочее место — уголок для занятий, занятия должны протекать в спокойной обста­новке (бывает же так, что взрослые ведут шумный разговор, когда ребенок готовит уро­ки). Огромное значение имеет правильный режим дня, при котором отводится достаточно времени для занятий, отдыха, игр, спор та, чтения, выполнения различных обязанностей по дому и т. д.      Во всем этом разнообразии дел главное место должно принадлежать учению.

Часто дети неуспевающими становятся из-за лени, отсутствия интереса к учению. Преодо­левая лень ребенка, надо меньше всего надеяться на угрозы и наказания и помнить, что пал­ка — плохой помощник. Необходимо создать трудовую обстановку в семье, привлекать ре­бенка к работам, требующим приложения знаний, контролировать выполнение домашних заданий. Даже небольшие положительные сдвиги в учении надо поощрять, а при неудачах не допускать оскорбительного отношения: «На дискотеку бегаешь, а географию выучить не можешь» и т.п. Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отрас­лью знаний, непонимание того, что изучать нужно все предметы: «Зачем мне учить матема­тику, если я буду музыкантом?» Или: «Физика, математика, химия — это дело, а без знания истории я проживу». Задача родителей — разъяснять ребенку, что все учебные предметы связаны между собой, что только все вместе они готовят к жизни и дальнейшему образова­нию.

Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому. Мешает учиться и неустроенность жизни в семье. Иногда у ребенка нет четкого и пра­вильного режима дня или он увлечен различными внешкольными занятиями, которые ме­шают ему учиться. Устранение этих причин полностью зависит от родителей.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх