Самостоятельность и ответственность ребенка

Ответственность и самостоятельность — те черты, которые очень важны современным детям как социальный навык, как фундамент успешной взрослой жизни.

Самостоятельность и ответственность ребенка

Очень популярный вопрос ко мне, как к семейному психологу, от родителей детей (чаще младшего школьного, предподросткового и подросткового возраста) касается нежелания детей выполнять обещанное, следить за своими вещами, за временем, неспособности самостоятельно «заставить» себя делать уроки и т.п.

Исследуя причины такого поведения сына/дочери, я всегда интересуюсь тем, каковы его/ее обязанности в семье, какова степень его/ее самостоятельности, ответственности, и в чем именно. В большинстве случаев родители (а это обычно мамы) говорят, что еще рано, что дитя еще не выросло. На вопрос о том, когда, по их мнению, будет уже «не рано», отвечают по-разному, но возраст, подходящий, с их точки зрения, для этого обычно начинается с 16 лет.

То есть до 16-18 лет человек жил себе без проблем, ни о чем не беспокоясь, ни за что не отвечая, зная только свои права и ожидая, а зачастую и требуя от окружающих выполнения их обязанностей. А потом подрос, и сразу проявил самостоятельность, стал отвечать за результаты своей учебы, выполнять обещания… Как-будто это некая встроенная функция, которая включается в определенном возрасте.

Но нет, это не приходит «само» с годами. Как любой навык, ответственность и самостоятельность нарабатывается, тренируется. Долго, последовательно и тщательно. Тогда могут быть результаты. Ограждая свое дитятко от любой обязанности, самостоятельности и ответственности, мы не можем ожидать, что с возрастом все «придет само», потому что сейчас наш ребенок слишком мал, и мы, родители, обязаны уберечь его от трудностей. Это как научение ходьбе: если бы и здесь мы пытались избавить малыша от трудностей, боялись падения, ушибов, разбитых коленок, то носили бы свое чадушко на ручках до 16, чтобы жив-здоров был, да и нам за него спокойнее. То же самое можно сказать и про научение пользоваться ложкой, чистить зубы, читать, писать и так далее.

Умение распределять свое время для обязательных и свободных занятий, помнить об обещанном и выполнять его, своевременное выполнение необходимого и т.п. — это, по сути, умение регулировать свои действия, поступки, отношение к ним. Развитие этой собственной регуляции и приводит к самостоятельности, инициативности и ответственности за свои поступки.

И начинать формирование и развитие такой саморегуляции необходимо  с самого раннего возраста. В этом родителям помогут обязанности ребенка в семье, ведь семья — дело общее, а не только мамино/папино. На слайдах-картинках представлены домашние (и не только!) обязанности детей разных возрастов.

Обсудите с ребенком то, что из семейных дел он мог бы взять на себя. Важно не представлять домашние обязанности как муку, тяжесть или наказание за провинность. Это просто то, что делать естественно в каждой семье. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии уже делать сам. И помните, что обязанность — это то, что важно делать постоянно и последовательно, самому, без напоминаний и понуканий.

Легкого вам родительства!

Калараш Марина  Ильинична — семейный психолог.

Прокрутить вверх