Развитие ребенка: установление ограничений

В конце первого года, ребенок начинает ходить. Усиление двигательной активности, наблюдаемое в это время, расширяет мир ребенка. Дети возраста от 1 года до 2 лет неутомимы в исследовании всего, что встречается на их пути.

Но действия ребенка в этот период оказываются небезопасными, как для окружения, так и для него самого.  В данный период, внимание со стороны взрослых необходимо для защиты и благополучия ребенка. Ограничения помогают принять правила поведения, приемлемые для семьи, окружения в котором малыш находится.

Дети, как устанавливать ограничения?

Важно понимать, что устанавливая предел разрешенного для малыша, взрослые будут всегда встречаться с его недовольством. Но установление ограничений важно, в результате них, детям приходит понимание, что приемлемо, а что нет, а также, как вести себя в социуме.

Чтобы не нарастало напряжение недовольства и враждебности важно:

1. Важно понимать, что ограничения нужны только потому, что нужно оградить ребенка от опасных последствий.

2. Устанавливать границы нужно только тогда, когда это нужно. Дети способны понять, какие ограничения являются необходимыми, а какие нет.

3. Ограничения должны быть ясными и понятными.

4. Устанавливая ограничения, следует говорить ребенку, почему вы это делаете. Не понимая смысла ограничений, ребенок может чересчур враждебно воспринимать требования родителей.

5. Устанавливая ограничения, не следует допускать в голосе нетерпения и злобы. Когда в голосе взрослого слышится злоба, ребенок пугается и перестает понимать смысл запретов.

6. Если ребенок сопротивляется установленным ограничениям, важно не отступать от своих требований, настойчиво повторяя, что вы хотите от ребенка. Тут важно, чтобы в голосе взрослого звучала не враждебность, а просто твердость. То есть мягко, но твердо.

7. Устанавливая ограничения важно не допускать во взаимодействие с ребенком враждебность, ярость, стремление унизить ребенка, показать, кто над ним хозяин.

8. Попытки установить ограничения требуют неоднократного повторения.

9. Важно понимать, ограничивая активность детей, ни в коем случае не нужно подавлять в нем чувство собственного достоинства.

10. В критических ситуациях, ни в коем случае нельзя игнорировать желания ребенка попросить прощения, успокоиться. Ослушавшемуся ребенку необходимо утешение.

Установление ограничений требует многократного повторения и для этого необходимо достаточно продолжительное время.

Ребенок, плохо усваивающий ограничения или игнорирующий их, нуждается в консультации детского психолога. Детский психолог сможет помочь родителям понять, что происходит с ребенком и в целом с отношениями между ними и семьей. 

Прокрутить вверх