Психологические особенности младших подростков (11-12 лет)

Я в легкой разговорной форме рассказала о тех изменениях, которые происходят с ребенком при вступлении в пору подростковости, для того, чтобы родители замечали эти изменения и не пугались их.

Возраст детей 11-12 лет – это пограничный возраст между детьми и подростками, но дети в этом возрасте уже больше подростки, чем малыши. Они – подростки. Возраст 10-12 лет называется младшим подростковым возрастом. 
Этот переходный возраст нужен для решения важных жизненных задач, направленных на развитие личности и взросление ребенка. В этот период ребенок как губка впитывает культурные и социальные ценности, от которых в дальнейшем зависят его главные жизненные выборы. В ярком подростковом возрасте, когда дети подрастут, 14-16 лет, они начнут плеваться этими впитанными ценностями, говорить, что «это не мое, это вы мне навязали!» и искать свою дорогу. Но это будет потом, а пока они восприимчивы ко взрослыми тем установкам, которые взрослые им транслируют.
На этом этапе происходит начало полового созревания. Из-за этих начинающихся физических изменений, которые, возможно, еще не очень заметны, у ребенка происходят изменения в познавательной сфере: снижается скорость выполнения каких-либо заданий, ребенок замедляется, чаще отвлекается, неадекватно реагирует на простые замечания. Иногда дети ведут себя вызывающе. Они раздраженные, с частыми сменами настроения. А иногда могут капризничать как малыши.
Дети в этом возрасте активны, им все интересно, им интересно даже то, что было никогда не интересно. Этот возраст еще называют «возрастом расцвета любознательности, ее зенита». Ребенку еще не было так все любопытно до этого возраста и уже не будет после. Этот возраст – пик любознательности. Но, к сожалению, или к счастью, эта любознательность изменчива, поверхностна, сегодня одно интересно, завтра другое и редко связана со школьными предметами, с тем, чему учат в школе. Детям интересно все, что не касается школы и школьной программы.
Одновременно с некоторой внешней неуправляемостью, дети этого возраста гибки в своем поведении, восприимчивы и открыты для сотрудничества. Они уже достаточно зрелы интеллектуально. И родителям пора начинать выстраивать партнерские отношения с ними, вести диалог. Этот навык ведения диалога и построения партнерских отношений очень поможет родителям в дальнейшей жизни с подростком. Пора пробовать в общении с ребенком передвигаться от диалога «родитель-ребенок» к диалогу «взрослый-взрослый». Ребенок начинает считать себя взрослым, в нем зарождается чувство взрослости. Он – взрослый, который еще не обременен ответственностью. И родители могут начинать ему эту ответственность давать взамен на его требования взрослого к нему отношения. «Ок, ты взрослый, я тебе разрешаю то-то и то-то, а от тебя жду выполнения вот этих задач. Теперь это твоя ответственность!» Если подростку не давать этого уважения и равноправия, которые он хочет, это проявится негативными чертами подросткового кризиса. Подросток взбунтуется, обвинит всех и вся и обидится на весь мир. Но, повторюсь, когда даете ребенку дополнительные взрослые права и свободы, нагрузите его еще и ответственностью, ведь взрослая жизнь она такая – не только мёд ложками, но эту ложку надо помыть и поставить на место, а мед купить на заработанные деньги.

Прокрутить вверх