«Нужно ли дружить со своим ребенком?» Такой вопрос задала мне — клиентка на консультации по детско -родительским отношениям . На примере этой добросовестной и ответственной мамы , я понимаю, что этот вопрос интересует многих родителей . |
Отношения с ребенком.
На какой платформе создавать отношения? Дружбы, демократии , авторитарности, попустительства или других факторов?
Что такое дружба?
Хочу отметить, что дружба — это горизонтальные отношения -людей, находящихся на одном уровне.
Отношения , где нет первых и главных, есть равные .
1. Отношения с ребенком — вертикальные отношения . Где первые по иерархии — стоят родители, потом дети.
(В некоторых культурах — в иерархии — стоит папа , затем мама , а только потом уже дети ).
В таких отношениях решен вопрос власти — наиболее гармоничным образом.
В такой семейной системе- ребенок чувствует себя в безопасности , понимает и ощущает себя именно ребенком .
Который живет, развивается , говорит о своих желаниях, проявляет разный диапазон чувств.
Может покапризничать, пообижаться, выразить свой гнев или протест знает , что есть определенные границы , того что ему дозволено , а что ему не дозволено.
Это дает ему чувство защищенности, потому что родители удовлетворяют потребности ребенка. Именно ребенка.
2.Отношения построены по принципу равных с ребенком .
В таких отношениях ребенок находится на одной прямой с родителями, что приводит к нарушенной семейной иерархии.
Ребенок рано ощущает себя взрослым, (особенно , если в семье один родитель и как правило мама). Он отвечает на неосознаваемые ожидания — быть таким же. Ребенку рассказываются разные жизненные проблемы, жалуются , просят советы относительно своей жизни.
То есть ведут себя так, как со своей подругой или другом.
В таких отношениях ребенку неспокойно, нет защищенности, стабильности. Он рано становится взрослым, отвечающим за потребности взрослых.
3.Еще один вариант нарушенной семейной иерархии- когда ребенок — самый главный в семье, главнее мамы и папы .
То есть это — так называемый «кумир семьи». Перед которым родители ходят на цыпочках , и спрашивают его мнение, желание. То есть стараются не навредить ребенку , оберегают его от разных жизненных ситуаций.Считают , что самое лучшее — только для ребенка.
Следуя возрастной психологии — нужно понимать ,что в отношениях с ребенком до подросткового возраста — стоит придерживаться принципа авторитарного воспитания .
Конечно же учитывать, спрашивать, узнавать мнение ребенка.
Давать ему выбор, только тогда, когда это необходимо, соответственно его возраста. Разговаривать с ним, заботиться, любить. При этом быть родителями , а не друзьями.
А с подросткового возраста — уже менять тактику воспитания , переводя ее на демократическую основу.
При этом все же сохранять определенную иерархию, и оставаться родителями . Взрослыми, мудрыми, принимающими.
P/s. Дружеское отношение к ребенку необходимо , нужно . В этом залог успешного воспитания . Только важно при этом быть родителями!